воскресенье, 15 ноября 2009 г.

«Игры, в которые играют люди» Эрика Берна




Книга очень полезна, рекомендую к прочтению всем, кто желает увидеть скрытые мотивы людей.

Собственно описание.

В начале книги оговариваются понятия (~ 20 % книги), без которых любая книга по психологии обойтись просто не может. Кроме этого говорится, что человек может испытывать не только обычный голод (кушать хочет), но и сенсорный. Под сенсорным голодом подразумевается то, что каждый человек нуждается в «поглаживаниях». И если он не получит достаточного количества «поглаживаний», то это может отразиться не только на его психологическом состоянии, но и на физиологическом. То есть он может впасть в депрессию и даже заболеть (простуда, артрит и т.д.). «Поглаживания» – могут выражаться через реальные поглаживания, касания, объятия, а также в виде внимания и признания человеческих заслуг, достижений и человека в целом.

Эрик Берн предлагает разделить человеческую личность на три условных составляющих: родитель, взрослый, ребёнок. Каждый человек в разное время может выступать в роли любого из них. В каждом человеке есть частичка от родителей или от тех, кто их заменял. И иногда знания и суждения, полученные от родителей, активизируются в человеке. «Взрослый» в человеческой личности отвечает за объективную обработку информации, а «ребёнок» - за творческое мышление и капризы, непослушание и прочие свойства, характерные детям.

*в книге приводятся какие-то схемы, которые помогают ярче себе представить все три состояния, но в моём варианте книги их не было видно, поэтому ничего про них сказать не могу...*

Автор приводит очень полезную классификацию вариантов времяпрепровождения. С помощью неё можно определить, кто перед вами стоит: богатый или не очень, одинокий или нет и т.д. Чтобы узнать это, достаточно послушать, о чём он говорит и в какие игры играет. Игра «Почём?» характерна для первых, «Вы знакомы с…?» - для вторых.

В контексте книги «Игры, в которые играют люди» игра представляет собой серию идущих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с чётко определённым и предсказуемым исходом (на самом деле всё не так сложно как кажется). Основные признаки игры: наличие скрытого мотива и «выигрыша».

С помощью игр люди структурируют своё время. Супруги, у которых практически нет общих тем для разговоров, зачастую заполняют свободное время играми. Кстати, игры часто приводят к печальным результатам, так что это совсем не весело. Рождение детей помогает занять свободное время, и поводов для игр возникает меньше. Дети заполняют пустоту в отношениях, именно поэтому они продлевают «жизнь» брака.

*Полезный пример.
Если женщина попадает в компанию, где играют в игру «Если бы не он» (обвиняют своих мужей в том, что они многое запрещают им, не дают денег и пр.), и отзывается о своём избраннике исключительно в хорошем тоне, то игроки её не примут в своё окружение. Скорее всего, вскоре её перестанут приглашать на подобные мероприятия. То же происходит с теми, кто отказывается пить алкоголь на вечеринках (любых других мероприятиях).*

Автор книги говорит о том, что родители много времени и сил уделяют тому, чтобы дать ребёнку определённые профессиональные навыки (читать, считать, строить и пр.), учат его ритуалам (к примеру, приветствие, прощание, этикет), но практически не уделяют внимания проблеме игр, в которых эти возможности применяются.

Также Эрик Берн разделяет игры на несколько категорий:

  • игры на всю жизнь («Алкоголик», «Должник», «Бейте меня»);
  • супружеские игры («Фригидная женщина», «Загнанная домохозяйка», «Если бы не ты»);
  • игры в компаниях («Изъян», «Гость-растяпа», «Почему бы вам не… - Да, но»);
  • сексуальные игры («Динамо», «Чулок», «Скандал»);
  • игры преступного мира («Полицейские и воры», «Давай надуем Джо»).

*перечислены не все игры, входящие в ту или иную категорию*

Игры бывают конструктивные и деструктивные. Деструктивные более изучены, так как люди обращаются к психотерапевтам, чтобы избавиться от них. А конструктивные игры не мешают жить, поэтому и к доктору ходят редко по этому поводу.

От себя добавлю, что книгу можно использовать в качестве справочника по играм, так как к каждой игре прилагается антитезис, то есть средство для остановки игры. При условии, что вам это будет нужно…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что думаете по этому поводу вы?