вторник, 8 декабря 2009 г.

«Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» Ж. Ледлофф


На этот раз отклонимся от списка литературы, предложенного в книге Сергея Азимова «Как зарабатывать деньги без стартового капитала» (по которому я обещал пройтись в статье «История одного читателя»), и обратимся к детской психологии. Изначально я решил прочитать «Как вырастить ребёнка счастливым. Принцип преемственности» только потому, что её прочитала моя жена, и при том раньше меня.

Я думал, что книга про воспитание детей и говорит о том, как проявить таланты ребенка, как научиться контролировать ребенка и прочая обыденность, которой в сети великое множество, и которая время отнимет, а знаний не даст. Но вышло всё совсем не так. «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» - книга о том, как человеку сделать счастье своим постоянным чувством, а не искать его всю жизнь и, возможно, так и не найти.

Ж. Ледлофф написала свою книгу на основании личных наблюдений жизни индейцев из племени екуана. Она выдвигает теорию, согласно которой все люди развиваются, получая определённый опыт. Тот опыт, который имели его предки, то есть сначала – грудное вскармливание и «ручной» период жизни, потом движение, опасность и прочие элементы древних людей. Если какую-то часть из этого опыта человек не получил или получил не в полной мере, то его дальнейшее развитие будет неполным. И они будут всю жизнь искать способы получить недостающий опыт.

С этой теорией воспитание гиперактивных детей становится не такой уж и большой проблемой. Нужно лишь выяснить, где «остановился» ребенок, чего он недополучил, и дать ему это в нужном количестве. В книге «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» автор приводит результаты исследований, согласно которым ползание на четвереньках в студенческом возрасте позволяет улучшить способность к обучению. Так же «лечатся» и речевые дефекты.

Ледлофф говорит, что индейцы уже в годовалом возрасте приобретают самостоятельность. Родители их не опекают, они лишь помогают детям, если те попросят. То есть они дают им развиваться самостоятельно, искать свой путь (в рамках культуры индейцев), а не навязывают своё понимание действительности. Есть ограничения, например, не гадить в хижине (при условии, что ребенок уже может контролировать этот процесс), но таких ограничений очень мало. Если ребенок нарушит это ограничение, то реакция будет вроде: «Ты поступил плохо, но мы тебя все равно любим». Возможно, не будет сказано вообще ничего, но ребенка выставят из хижины или что-то в этом роде. При этом ребенок правильно воспринимает эту «критику», потому что он ощущает свою «правильность» в этом мире.

Каждый человек, начиная свою жизнь, осознает свою правильность. И если не менять это осознание, то в дальнейшем у него не возникнет ненависти к себе или чувства собственной неполноценности, которые в цивилизованном обществе вырабатываются у подавляющего большинства людей.

«Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности» затрагивает все аспекты воспитания детей от младенчества и до полной самостоятельности, а также жизни человека до самой смерти. В том числе и сексуальное воспитание детей. Екуана спят в одной «кровати» (точнее в том, что вместо нее) с детьми, при этом они занимаются сексом, не скрываясь от своего ребенка. Такая практика исключает появление «Эдипова» комплекса и комплекса «Электры».

Подобных откровений в книге много (причины наркомании, почему люди любят «острые» ощущения, проблемы в семье и прочие). Описать их лучше, чем это сделано у Ледлофф, я вряд ли смогу. Поэтому читайте сами.
Читать всем обязательно (смешно написал, но смысл правильный). Спасибо автору за эту книгу. Искал про детей, а нашёл про себя.

P.S. Отдельное спасибо за яркое описание мучений ребенка в роддоме и дома в своей кроватке.
P.P.S. Автор не бредит своей теорией и не предлагает вернуться в каменный век, чтобы быть счастливыми, она лишь говорит, что было бы хорошо перенять кое-что из их жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

А что думаете по этому поводу вы?